Ответы сайт МИНЖКХ по РО

 

Вопрос - ответ по переходу на новую систему обращения с отходами Новосибирской области

О внесении изменений в территориальную схему

1. Кем и в какие сроки будет определяться список населенных пунктов, где нецелесообразно проводить сбор твердых коммунальных отходов?

В соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий населенных мест» срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
По состоянию на 14.08.2018 подготовлен проект изменений в СанПиН, который предусматривает следующие нормы:
При накоплении несортированных ТКО в мусоросборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения.
Срок хранения несортированных ТКО при среднесуточной температуре -5 °C и ниже (далее - холодное время года) должен быть не более пяти суток, при среднесуточной температуре выше -5 °C (далее - теплое время года) - не более двух суток (Приложение 1).
В труднодоступных, малонаселенных и удаленных населенных пунктах, в том числе в субъектах Российской Федерации Арктической зоны допускается увеличение сроков хранения несортированных ТКО, указанных в пункте 2.1.5 настоящих санитарных правил, но не более чем на 5 дней

О строительстве ОРО

1. Кто будет осуществлять строительство площадок временного накопления отходов, администрация района или администрации сельских поселений? Какой процент софинансирования необходимо предусмотреть из местного бюджета? Есть ли типовые проекты таких площадок?

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В рамках государственной программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в НСО на 2015-2020 годы» ОМС НСО предоставляются субсидии на проектирование и строительство ПВН, заказчиками работ выступают ОМС поселений.
Процент софинансирования 5% от затрат на ПСД и строительство.
Эскизные проекты, возможно использовать с учетом практики 2018 года (это ПВН в Венгеровском, Убинском, Доволенском, Здвинском районах), разработчик ООО Группа 72, изыскания геологические, гидрологический проводятся для каждой площадки индивидуально.

2. Каковы предполагаемые сроки ввода в эксплуатацию Левобережного концессионного объекта?
В настоящее время прорабатывается механизм по корректировки концессионного соглашения, срок реализации Левобережного объекта зависит от этого.

Существующий полигон Левобережный приказом Росприроднадзора 25.04.2018 включен в ГРОРО

3. Если примут поправку в закон о возможности отказа от осуществления деятельности по обращению с ТКО в населенных пунктах, где отсутствует подъездная дорога с твердым покрытием, планируется ли в (таких населенных пунктах строительство площадок накопления отходов?)

Следует понимать, что площадка накопления, предназначена для временного накопления отходов, т.е. не более 11 месяцев.
Исходя из действующей территориальной схемы на территории области должно быть построено порядка 75 ПВН. Площадка накопления охватывает сбор отходов из нескольких населенных пунктов.

4. Определена ли перспектива строительства завода по переработке ТКО в Мошковском районе и место его расположения?

При подготовке изменений в территориальную схему данное направление будет прорабатываться, место расположение объекта пока не уточнено.

5. Предполагается ли размещение в Мошковском районе площадки временного накопления ТКО?

В территориальной схеме предусмотрена ПВН в Мошковском районе в р.п. Мошково.

Содержание контейнерных площадок

1. На какие средства собственники земельных участков должны содержать контейнерные площадки? Будет ли предусмотрено субсидирование собственникам земельных участков на содержание контейнерных площадок или региональный оператор будет брать в аренду земельные участки под контейнерными площадками?

Бремя содержания контейнерных площадок закреплено за собственниками соответствующего имущества, на территории МКД это управляющие организации в рамках договора управления МКД, если площадки являются собственность ОМС, то соответственно за счет местного бюджета соответствующего муниципального образования.
Субсидирование на данные цели за счет областного бюджета не предусмотрено. Законодатель разграничил ответственность за содержание площадок 1039 Постановлением Правительства РФ.

2. Каким образом будет осуществляться сбор ТКО от домовладений, где отсутствуют контейнерные площадки?

В соответствии с Порядком сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Новосибирской области, утвержденном постановлением Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 № 176-п сбор отходов допускается непосредственно в транспортное средство. Таким образом в случае если в сложившейся ситуации накопление отходов осуществляется у домовладений в емкости, такой порядок может сохраниться и при деятельности РО.

Об оплате

1. Поясните механизм взимания долгов по оплате за сбор и вывоз ТКО?

Механизм взимания долгов по оплате за сбор и вывоз ТКО не отличается от взимания долгов за любую другую коммунальную услугу

Раздельный сбор

1. Каким образом планируется внедрять раздельный сбор ТКО?

В рамках соглашения заключенного с региональным оператором, на 2019 год разработан план внедрения раздельного сбора, который предполагает мероприятия по внедрению раздельный сбор ТКО
Такой план будет формироваться ежегодно, с учетом практически реализованных мероприятий.

Вопросы содержания площадок и земельных участков занятых отходами

1. Кто должен содержать участки, если контейнеры расположены на неразграниченной собственности? Как оформить? Кто будет этим заниматься?

Необходимо разграничить земельный участок. ОМС в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правилами ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 создают места (площадки) накопления
Позиция Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии «письмо от 6 апреля 2018 г. N 14-03636-ГЕ/18)
Пункт 3 статьи 39.27 ЗК устанавливает, что в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.
Учитывая изложенное, на наш взгляд, земельное законодательство не содержит запрета на образование земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена (например, находящихся в муниципальной собственности).

2. Кто должен убирать свалки, если земля не разграничена?

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156:
В случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

  1. уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов ТКО;
  2. уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.

3. Как выделить площадку под мусорные баки, если в генеральном плане она не предусмотрена?

В соответствии с Порядком создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (Постановление РФ № 1039 от 31.08.2018 раздел II)

4. Кто должен убирать мусор в частном секторе на прилегающей к бакам территории после того как произведен вывоз?

Собственник земельного участка
РО несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки в мусоровоз. Рассыпавшийся при погрузке мусор подбирает РО. В большей части это территория ОМС НСО

5. Будут ли располагаться в частном районе бункера? Каков порядок расположения, если улицы узкие и нет возможности разместить?

Возможно применение бесконтейнерного вывоза.

6. Как происходит оформление, регистрация мест ТКО?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 01.01.2019 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правилами ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (вступают в силу с 01.01.2019).
Настоящие Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию указанного реестра.
Реестр мест (площадок) накопления ТКО должен включать в себя:

  1. данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО;
  2. данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО;
  3. данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО;
  4. данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.

Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

7. Кто формирует и ведет реестр, если полномочия по земельным вопросам на уровне администрации района, а полномочия по неразграниченной собственности в области?

Формирует и ведет реестр ОМС городского и местного поселений, городского округа.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ":

  • К полномочиям местного значения городского, сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
  • К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;
Оказание и расчет за услугу по обращению с ТКО

1. Каким образом будет заключаться договор с частным сектором, и кто его будет заключать?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Обязанность оплаты услуг по обращению с ТКО наступает при наличии единого тарифа на ТКО, но не позднее 1 января 2019 года.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с частью 5 статьи 30 «Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №188-ФЗ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО, до начала деятельности регионального оператора – со специализированной организацией по сбору и вывозу ТКО.
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156
К отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в МКД и управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в МКД, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.

2. Как собирать мусор там, где не может проехать машина?

Возможна установка бункеров на пересечении кварталов либо там, где возможен проезд, в случае круглогодичного транспортного сообщения.

3. Каким образом будет организован вывоз мусора из частного сектора?

Контейнерно, бесконтейнерно, бункерами, все зависит от возможности проезда, ширины улиц и т. д.

4. Каким образом будет осуществляться вывоз КГМ

КГО входит в ТКО. По мере накопления на площадке, в том числе и по заявке.